Письма протестантки, принявшей Православие, ее родителям

 

Благодарность автора: Настоящая работа осуществилась благодаря труду многих, достойных упоминания, лиц. Я хотела бы поблагодарить тех, кто прислал свои замечания и тех, кто подробно прорецензировал всю работу за их многоценные советы и исправления. Моя особая признательность чтецу Исааку Ламбертсону за его помощь в редактировании. Также я хочу поблагодарить о. Григория Вильямса за его помощь и терпение, моего приходского священника о. Стефана Волстедта и прихожан храма Христа Спасителя, которые побудили меня приняться за эту работу за всю их помощь и ободрение.

Письмо первое.

Дорогие родители, после разговора с вами по телефону вчера вечером я пришла к выводу, что мне легче будет ответить на ваши вопросы в письмах, где я смогу подробно объяснить вам почему я приняла Православие. Таким образом я смогу лучше обдумать ваши вопросы и упорядочить мои ответы, а у вас будет время подумать над ними и задать новые вопросы, если они у вас появятся. Я решила начать письмо с обсуждения вопроса об основах нашей веры, за кем мы признаем окончательное право обладания истиной и почему. Может быть в следующем письме я смогу ответить на многие из ваших конкретных вопросов, касающихся догматов и обрядов Православной Церкви. Я также хочу рассказать вам и о самой Церкви, о ее верующих и о том как относится Церковь к экуменизму.

Библия.

Поговорим сначала о Библии. Вы можете сказать, что верования православных христиан допускают много таких понятий, о которых нет упоминания в Библии. И вы удивляетесь, почему же мы привержены этим понятиям и сохраняем их. Такое возможно благодаря тому, что православные помимо Библии приемлют и другие источники истины. Когда я впервые начала изучать Православие, меня постоянно мучил вопрос почему я должна верить в то, что Библия это Слово Божие? Почему в ней должны быть именно те книги, которые в нее включены, а не какие-либо другие. И должны ли быть в ней все те книги, которые в нее входят? Я обнаружила, что христиане, жившие в первых столетиях после Рождества Христова, расходятся в своих мнениях о том, какие книги Священного Писания были даны Богом, а какие являются творениями простых смертных, возможно написанными святыми и мудрыми людьми, возможно еретиками или обманщиками, но в любом случае не являющимися боговдохновенным писанием. Так, например, даже в 300 году по Р.Х. обсуждался вопрос подлинности посланий святых апостолов Иакова, 2 Петра, 2 и 3 Иоанна; разделились мнения и об Апокалипсисе Иоанна Богослова. Существовала книга, называемая Евангелием от Петра. Известен также документ, называемый “Учение двенадцати апостолов,” написанный в конце первого или начале второго века от Рождества Христова, известны и книги святого Игнатия и святого Поликарпа, учеников святого апостола Иоанна, но писания святого Поликарпа и святого Игнатия не входят в Библию. Я познакомилась с трудами последних и могу сказать, что они не были включены в Библию не потому, что в них содержится что-то неправильное и не потому, что их авторство сомнительно; напротив, они производят впечатление святых и очень полезных книг, но тем не менее их не рассматривают как часть Священного Писания. Только лишь некоторая часть из множества существующих первохристианских произведений считается относящейся к Священному Писанию. Так кто же может быть судьей в вопросе о том, какие из книг созданы людьми, а какие боговдохновенны?

Историческая причина того, что вы сейчас имеете возможность читать сборник священных книг известный как Библия, заключается в том, что этот вопрос рассматривался на специальных церковных Соборах, конечно, наряду с другими вопросами. Окончательно состав книг Священного Писания (Библии) был утвержден на 5-6 (Трулльском) Соборе в 692 г. Собор подтвердил список канонических книг Священного Писания, который с тех пор остается неизменным и принимается всеми христианами, как Слово Божие. Много позже, когда протестанты восстали и отделились от Римского католичества (после 1520 г. от Р.Х.) они продолжали придерживаться большинства догматов, касающихся Писания, хотя и отвергли многие другие догматы. Поэтому и вас учили тому, что книги, собранные в Библии, представляют собой послание Бога к человечеству. Таковы исторические причины того, что вы считаете Библию Словом Божиим.

Как я уже говорила, решение о том, что должно войти в Священное Писание, было принято Церковными Соборами. Какими же критериями они руководствовались? Было два основных критерия: 1) Кто написал книгу (и насколько велика уверенность в том, что она действительно принадлежит предполагаемому автору), и 2) Согласуется или не согласуется содержание книги с апостольской традицией, называемой также Священным Преданием. Вряд ли вы будете отрицать правильность первого из этих критериев. Что касается второго критерия, то в первые годы существования Церкви канон Священного Писания еще не был полностью установлен; часто возникали ереси, вызывавшие в Церкви смуты. Некоторые из членов Церкви вводили неверные новые учения, приводившие к пагубным ересям и даже основывали свои собственные “церкви.” Иногда эти еретики писали свои собственные псевдоапостольские книги в попытке отвлечь верующих от истинной Церкви. В результате этого христианам приходилось судить о правильности своих верований и действий, сверяясь с учением апостолов, которое передавалось из поколения в поколение как в письменном, так и в устном виде. Ведь апостолы говорят, что христиане должны подчиняться всему, чему апостолы учат их, как своими писаниями, так и словом. Святой апостол Павел пишет: “Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес. 2:15), “Хвалю вас, братия, что вы… держите предания так, как я передал вам” (1 Кор. 11:2), “Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте” (Филип. 4:9). Кто-нибудь может возразить, что материалы, передаваемые устно, были в конце концов включены в ту или иную книгу Нового Завета. Если бы это было так, то для чего стал бы Бог давать нам такие бесцельные указания в Священном Писании? Приведенные три изречения были бы в этом случае абсолютно излишними. Нет, совершенно очевидно, что эти слова относятся к тем поучениями апостолов, изложенным в их проповедях, которые не были записаны, а также к тем урокам, которые они давали людям всем своим образом жизни. Эти обстоятельства учитывались при вынесении решения об истинности различных книг.

Таковы были критерии. Каким же методом определялось содержание Библии на Соборе епископов, собравшемся для обсуждения догматических вопросов? Это был именно тот самый метод, который рекомендовали применять апостолы и сама Библия свидетельствует об этом. В книге Деяний Апостольских (15:1-32) рассказывается о догматическом споре, касающемся того, должны ли христиане следовать еврейским обрядам. На своем Соборе апостолы решили, что нет, не должны и разослали во все Церкви письмо, сообщавшее об их решении. Таким образом данный догматический спор был разрешен на Апостольском Соборе. Но тот совет, можете сказать вы, состоял из апостолов; какое же право имеют епископы делать то же самое? Исторически несомненно апостолы учили о том, что епископы, которых они поставили во все города, должны были выполнять те же самые задачи, которые выполняли и апостолы; это значит, что епископы должны руководить служениями, назначать пресвитеров и священников во все местные Церкви, ставить диаконов, а также участвовать в Соборах, собирающихся для решения догматических и других споров и т. п. Поэтому, когда возникает спор по догматическому вопросу, епископы собираются, чтобы вынести решение. Это существующая традиция и мы следуем ей. Согласно основам веры, христиане должны подчиняться решениям церковных Соборов. Их власть установлена Писанием. Сам Господь повелел отделять пшеницу от плевел, в данном случае, новых проблем, сомнений и ересей.

Собор

Конечно, и Собор епископов не всегда непогрешим (хотя ошибки очень редки). Заметьте, что в Деяниях, глава 15-я, в письме к Церкви не говорится, что вынесенное решение это истина в последней инстанции и нерушимый закон, а только лишь объявляется о том, что это угодно Святому Духу и Апостольскому Собору. Из этого можно сделать вывод о том, что апостолы предлагают свое решение на одобрение Церкви: “Нам это угодно, согласны ли вы?” Если бы их решение считалось окончательным, апостолы, очевидно, употребили бы такие выражения как “Святой Дух возвестил нам это” или “Если же кто не подчинится, объявите его еретиком.” Принимая во внимание большое число отступников в Церкви в это время, о чем свидетельствует и святой Павел, апостолы должны были бы направить возможно более строгое и властное послание. Употребление же ими слова “угодно” указывает на то, что решение совета не будет действительным, если Церковь как целое отвергнет его. Если же оно будет одобрено церковным консенсусом (полнотой Церкви ред.), то оно станет догмой и все христиане будут повиноваться ему. Подобным же образом протекали и многие церковные Соборы. Некоторые из них были поместными, собиравшимися для того, чтобы подавить различные местные ереси или решить какие-то частные вопросы, касающиеся порядка и дисциплины. Но на нескольких Соборах была представлена вся Церковь и их решения по догматическим вопросам признаны всей Вселенской Церковью. Такова основа власти Церкви как целого при обсуждении решений церковных Соборов.

Церковь

Рассмотрим теперь вопрос о власти Церкви без связи с деятельностью церковных Соборов. Одной из основных идей Библии является то, что Церковь представляет собой единое Тело, а не аморфную организацию, включающую свободных индивидуумов, каждый из которых пытается самостоятельно найти истину. Церковь это единство, это сотрудничество, это взаимная приверженность каждого из ее членов друг к другу. Церковь как целое все ее члены, функционирующие совместно благодатью Святого Духа отделяет добро от зла. Святой Дух ведет всю Церковь.

Если бы Бог даровал каждой индивидуальной личности собственные откровения без учета уровня ее духовной и эмоциональной зрелости, то тем самым Он дал бы людям возможность впасть в грех гордыни, тягчайший из грехов, который труднее всего обнаружить и от которого труднее всего очиститься. Поэтому, чтобы не искушать слабых христиан Бог говорит через консенсус всей Церкви и через некоторых святых отцов и праведников. Бог предпочитает говорить их устами потому, что это духовно зрелые и праведные христиане, сама жизнь которых является красноречивым свидетельством их праведности. Церковь же подтверждает истинность тех посланий, которые они возвещают. Хотя силы ада и могут победить отдельные личности, но они не могут победить Церковь, основанную Христом, ибо Он не позволит Телу Его совершить неправильные деяния. Если вам покажется непонятным этот догмат о Церкви, то я могу привести вам изречение, которое в очень большой степени повлияло на мой собственный переход в Православие: “Церковь… столп и утверждение истины” (1 Тим. 3:15). Если Церковь это столп и утверждение истины, то мы должны слушать ее слова и покоряться ее учению. Христос сказал ученикам, что Святой Дух “наставит вас на всякую истину” (Иоан. 16:13).

В греческом тексте слово “вас” также стоит во множественном числе и это значит что оно относится либо к Церкви как к целому, либо к ученикам. В любом случае как бы вы ни истолковывали это изречение, оно приведет вас к Православию. Если вы считаете, что речь идет о Церкви, то вам надо следовать ее учению, которое и означает Православие. Если вы думаете, что речь в нем идет об учениках, то это значит, что вы должны поступать так, как сказано в тех местах Священного Писания о которых я упоминала выше, говоря о церковных Соборах и традициях; таким образом вы тоже придете к Православию. Святой Дух не ведет каждого из христиан в отдельности, ибо христианин может быть неопытным, обманутым или ошибающимся; Святой Дух предпочитает благовестить свою волю через консенсус всей Церкви. Именно поэтому мы и не верим в непогрешимость кого-либо из людей, за исключением Богочеловека Иисуса Христа. И папа римский, и искренне верующие протестанты, и святые праведники могут совершать ошибки. Но Святой Дух сохраняет всю Церковь в целом не имеющей пятна или порока (Ефес. 5:27). Если вы думаете, что искренняя вера в ложные догматы тоже не имеет пятна или порока, то прочитайте, что говорит святой Павел галатам об их ошибочных мнениях (Гал. 1:6-9; 5:4, 7-10). Итак, Церковь представляет собой единое Тело, говорящее на основании опыта и советов ее отцов и святых праведников, и руководящее всеми христианами в их вере и деяниях.

Предание.

Священное Писание подтверждает власть Священного Предания, Соборов и Церкви. Последние, в свою очередь выполняют очень важную функцию в толковании Священного Писания. Все мы знаем, что разные люди по-разному толковали Священное Писание и что при этом легко могут быть допущены различные натяжки и неправильное понимание. Поэтому так важно для нас апостольское предание (как говорил об этом святой Павел, см. выше), которым мы руководствуемся при изучении Священного Писания. Как можем мы правильно понять то, о чем говорится в Священном Писании, если мы игнорируем содержащиеся в нем указания об устном предании, Соборах и роли Церкви? Таким образом мы игнорировали бы как раз ту самую суть, которую пытаемся понять. Само Священное Писание говорит о том, что его толкование не является индивидуальной задачей: “Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою” (2 Петр. 1:20). Здесь святой апостол Петр кратко упоминает о том, что ни один христианин не может индивидуально, сам по себе, найти истину в Священном Писании, а именно это является одним из основных протестантских верований. Благодаря деятельности Соборов, наличию Священного Предания, Церковь коллективно хранит в себе истину, отличая правильные толкования от ложных; она не противоречит Священному Писанию, а подтверждает его и руководит его истолкованием.

Если вам покажется странной идея о том, что Церковь или Соборы устанавливают новые обряды и учения или дают более полное толкование учениям, провозглашенным в прошлом, то подумайте о том, что Бог всегда продолжал давать все более полные откровения Его народу. Конечно Бог не изменяет истину, но он часто дополняет и разъясняет уже известное. Так, например, Енох был взят Богом, но Свой избранный народ Бог произвел от Авраама. Авраам был Божиим человеком, но ему не были даны такие откровения закона какие Бог дал Моисею. И мудрость Моисея возрастала постоянно, начиная от случая с Неопалимой купиной, до строительства Ковчега Завета и последующий откровений. В истории Израиля есть и другие примеры того, как увеличивался размер открываемой людям истины. Бог также дал нам учения пророков и книги мудрости, которые не противоречат тому, что было написано прежде, а дополняют и обогащают. Затем Он возвестил свое откровение через святого Иоанна Крестителя. Господь Иисус Христос, Сын Божий представляет Собой великолепный пример откровения Божия и вы можете сказать, что после Его явления не нужны более никакие иные откровения. Конечно, после вознесения Христа все, что нужно было делать Церкви это лишь учить о том, что сказал Иисус, что Он творил и Кем Он был. Тем не менее Бог явился святому апостолу Павлу по дороге в Дамаск, после чего святой апостол Павел провел некоторое время в пустыне в Аравии, изучая Слово Божие, хотя после этого он и советовался с другими апостолами, чтобы удостовериться, что он правильно понял преподанное ему учение. Свидетельства о новых Божиих откровениях и пророчествах есть и в Деяниях Апостолов (Деян. 11:27; 13:1; 21:9), а также в других посланиях (Еф. 4:11). Сказано также: “у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование: все сие да будет к назиданию” (1 Кор. 14:26). Таким образом Писание свидетельствует о том, что Бог в течение многих веков продолжает открывать Его истину людям.

Я не упомянула о некоторых причинах, по которым Православная Церковь многое совершает и многое принимает, несмотря на то, что об этом нет специального упоминания в Библии. Одна из причин состоит в том, что сама Церковь, ведомая Святым Духом, определяла чему ей должно следовать и, прежде всего, в составлении Библии. Благодаря руководству Святого Духа, епископы и вся Церковь смогли установить, что именно эти и только эти книги представляют собой Слово Божие. В свою очередь Библия свидетельствует о власти Церкви в догматических вопросах (1 Тим. 3:15), а также о власти Священного Предания (1 Кор. 11:2; Фил. 4:9; 2 Фес. 2:15). Писания и предания учат нас о природе и характере власти епископов и о том как находить правильное решение догматических вопросов: что не каждый в отдельности должен выражать свое собственное мнение, но епископы Церкви, собравшиеся на Собор, а Церковь, руководимая Святым Духом, должна свидетельствовать о правильности или ложности какого-либо решения. Все эти источники власти Библия, Священное Предание, Соборы, епископы и Церковь как целое не противодействуют друг другу. Они не противопоставляют себя один другому и не вступают в противоречие. Напротив, каждый из них действует в согласии с остальными и поддерживает их. Они гораздо более тесно связаны между собой, чем это следует из моего описания. Бог установил так, что они тесно взаимодействуют, исправляют и уравновешивают действия друг друга. Благодаря этому нас не могут ввести в заблуждение те силы зла, которые “лгут, ожидая заблуждений” и все мы остаемся детьми Бога, Того в Ком нет ни лжи, ни фальши.

Вот все о чем я хотела сейчас вам написать. Молитесь и думайте о моих словах. Я вспоминаю вас в своих молитвах, потому что знаю, что вам нужна помощь, чтобы понять православное учение и действовать в соответствии с ним. Я молюсь, чтобы Бог Отец через Сына Своего Иисуса Христа силою Духа Святого даровал вам истину и возможность следовать по путям Его.

Всегда любящая вас, Марианна.

Гатчинское Благочиние